Недавно узнал, что поганец и создатель кошачьего концлагеря Куклачев увидел конкурентов среди детей: http://govoritmoskva.ru/news/69710/
Решил рассказать о настоящих дрессировщиков кошек, об истиных первопроходцах в этой области. Это отрывок из моей книги о цирковой дрессуре, глава 3.
На фото: воспитанница дрессировщика Анисимова
Для этой главы, для её написания автор перерыл множество
старинных книг. Он искал первых дрессировщиков кошек и в далеком прошлом, и не
в столь далеком – 100-150 лет назад. И, вглядевшись в прошлое, сделал вывод:
первые дрессировщики кошек жили шесть тысяч лет тому назад!
Давным давно, в Древнем Египте охотники использовали
дрессированных кошек, чтобы они в густых зарослях реки Нила ловили и приносили
птиц и рыб. Точно так, как это нынче делают особые легавые собаки (спаниели,
сеттеры, пойнтеры…). Для некоторых кошек египтяне даже выделяли участок земли,
весь доход которого шёл на их содержание. Чего не сделаешь ради священного,
божественного животного, каким кошка и являлась для древних египтян. Напомню, цивилизация
Древнего Египта зародилась 4000 ДО НАШЕЙ ЭРЫ в Юго-Восточной Африке, в низовьях
реки Нил. Если учесть, что текущая эпоха - НАША ЭРА началась 2014 лет назад, то
вы можете представить, как давно это было. Кошек в Египте охраняли, а за
преднамеренное убийство животного виновника приговаривали к смертной казни.
Надо думать, что и позже совместное существование людей и
кошек не обходилось без попыток первых дрессировать вторых, а вторых
дрессировать первых. Не зря же часто звучит мысль, что неизвестно кто кого
дрессирует – человек кошку или кошка человека.
Пишут, что 1872 - 1875 годы встречался в Англии на улицах столицы
небольшой передвижной цирк, в котором имелась клетка с разными птицами, мышами
и добродушным котом, смирно созерцающим своих беспокойных соседей.
Фото старинной книги
Деркачёва «Среди животныхъ».
Недавно была переиздана книга И. Деркачёва[1]
«Среди животныхъ», вышедшая в свет аж в 1905 году, когда существовала
буква «ять – Ъ». Там есть упоминание о французе, который давал представления в
окрестностях Парижа в 1865 году. Его труппа[2]
состояла из пуделей, болонок и кошек». А в рассказе «Кошка-танцор» из этой же
книги идет речь про русского солдата, выучившего кота танцевать под дудочку,
ходить на задних лапках, перевёртываться, кувыркаться... «Научить кошку какому-нибудь искусству очень трудно, - пишет
Деркачёв. - Если хотите выучить её
фокусу, то вы должны быть с нею очень кротки и гораздо терпеливее, чем этого
требует от вас собака. Можно предположить, что солдат подсмотрел нечто
характерное в поведении кота, закрепил это своей системой дрессуры и под
плясовую веселил всю роту на привалах. Он учёл и использовал всё, что коту было
дано природой, но более всего он любил их, как только любят детей».
Еще не вышли на арену знаменитые братья Дуровы, еще не
окончился XIX век, а учеными кошками уже поражали зрителей в цирке Чинизелли[3]
- клоун Вильям Ольшанский[4]
показывал кошку, которая умела летать под парашютом, а у клоуна Ивана Козлова[5]
кошки мчались на спинах собак и пропрыгивали сквозь горящие обручи. Забавный в
своей простоте номер с кошкой демонстрировал «соло-клоун» Дмитрий Бабушкин[6].
Он сажал ее на табурет и читал стишки:
«Господа, вот картошка,
Я даю ее кошке.
Она повернется
А вы бейте в ладошки
И кричите: «Браво кошке!».
И били в ладоши зрители, и кричали браво.
В те далекие годы весь мир знал голландца Боннетти, который
изучил все кошачьи повадки, часами занимался с ними, пользуясь только ласковыми
словами и лакомством. Он присматривался к ним, выявляя индивидуальные привычки,
а потом демонстрировал то аристократическую манеру кушать не с пола или рук, а
только с тарелки, то уменье бесшабашно прыгать с высоты. Двадцать отборных котов вместе с гениальным
дрессировщиком объездили все города Европы. Если бы Боннетти умел, как
Куклачев, писать книжки и пиариться[7]
в СМИ, то его талант занял бы место в учебниках для цирковых училищ.
До сих пор у некоторых писателей того времени можно найти
воспоминания про его кота Томека, способного прыгнуть с места (без разбега) через
целых 14 стульев!
27 февраля 1882 года
в Пензенской губернии Российской империи родился Михаил Михайлович Золло —
знаменитый цирковой артист, клоун и дрессировщик животных. Заслуженный артист
РСФСР (1939). В цирке начинал как дрессировщик собак, вольтижер на коне,
жонглер. К 1926 году у М. М. Золло было уже более 200 дрессированных животных и
птиц, в том числе осел, обезьяны, свиньи, собаки, КОШКИ, кролики, петух,
морские свинки. Артист, по примеру Дуровых, подготовил со своими артистами
представление «Железная дорога».
«С 1905 года стал выступать как клоун-дрессировщик: создавал
образ добродушного толстяка с задорным хохолком на лысой голове, красным носом,
широкой беззубой улыбкой. Он поражал зрителей не только высоким классом
дрессировки животных, но и оформлением своего номера. «Загримированные» под
лошадок собаки исполняли весь лошадиный репертуар. Огромный боров вальсировал
на арене. Петух стрелял из пушки, на спине у собаки ездил кот, собака «решала»
арифметические задачи, «поющий» козел блеял по приказанию дрессировщика, утка,
сидя на козлах экипажа, запряженного собаками, исполняла обязанности кучера.
Звери у Золло были отлично ухожены и замечательно
выдрессированы. Тот самый гуманный метод в дрессировке, о котором сейчас
так много говорят, он применил одним из первых и с большим успехом»[8].
С 1949 года жил в Киеве, где
организовал зооуголок.
В начале века, в 1914 году вниманием публики завладели две
дрессировщицы: Смарагда с четырнадцатью кошками и мисс Бранди с восемнадцатью. Их
кошки прыгали в огненные кольца, ходили на передних и задних лапах, лавировали
между горящими керосиновыми лампами, а также балансировали на отверстиях этих
ламп, откуда выходит горячий воздух. Между прочим, этот трюк никогда и никто не
повторил. Может потому, что керосиновые лампы сменились электрическими.
Методику ЛАСКОВОЙ ПИЩЕВОЙ дрессировки нынче берет на
вооружение весь цирковой мир. Родоначальство метода приписывают чаще В.Л.
Дурову; именно так ему удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и
произнесение слова «мама» собакой,
именно у него коты возят мышей и дружат с собаками.
Справедливости ради надо сказать, что Владимир Дуров вовсе
не был первым в работе с животными без наказания. Он сам учился (чего и не
скрывал никогда и о чем можно прочесть у писателя Куприна) у клоуна
Танти-Бедини — клоун, наездник, акробат, музыкант. Танти не просто был
превосходным дрессировщиком, он гораздо раньше Дурова первым в Москве (да и в
мире) вывел на арену дрессированную свинью, умевшую вальсировать, прыгать через
барьер, стрелять из револьвера. И надо признать, что брат Владимира Анатолий
Дуров начал свою карьеру на манеже, явно подражая Танти.
Валерий Хасанович Мусин[9]
родился 20 января 1940 года. Он сын знаменитого на весь мир клоуна Хасана
Мусина. И я не могу удержаться, чтоб не сказать о нем пару слов, хотя это и не
имеет отношения к дрессировке. Вот как вспоминал о Хасане Мусине иллюзионист Игорь Кио: «Главный
режиссер ленинградской Александринки профессор театрального института Леонид
Вивьен приводил молодых артистов в цирк – на Мусина, чтобы учились. Знаменитый
индийский киноактер Радж Капур приезжал в Ленинград на премьеру очень
нашумевшего в нашей стране фильма «Бродяга» (речь идет о событиях середины 50-х
годов), где он играл главную роль. И пришел вечером в цирк, когда работал
Мусин. После представления Капур встал за кулисами на колени перед клоуном и
поцеловал ему руку.
Сын был вполне достоин отца - огромное количество его реприз вошли в Золотой фонд Цирка. Ковёрный
клоун невероятного таланта и индивидуальности.
Практически один из первых дрессировщиков кошек в Советском
Цирке. Начинал он это делать еще с 1966 года... К сожалению он ушел от нас
очень рано.
Кстати, именно у
него стажировался студент циркового училища Юрий Куклачев - хвастун и врун.
Артистка Рижского цирка дрессировщица кошек Анна Арманд
работает с кошками более 25 лет, став одним из первых специалистом такого
направления в Советском Союзе и единственной в Латвии. Все кошки у Анны
беспородные. Дрессировщица считает, что обучить можно любую кошку, если только
дать ей достаточно любви. Уникален номер дрессировщицы, когда на арене
одновременно работают 22 кота. Сейчас знаменитая дрессировщица на пенсии и
работает в Рижском цирке гардеробщицей и уборщицей. Там же, на заднем дворе, в
цирковом фургоне доживают свой век и усатые артисты. Анна Арманд пишет рассказы
о котах и о любви к ним. Один из них заканчивается так: «Они не умеют говорить,
но их глаза сочувствуют в горе, радуются в счастье, а иногда и просто жалеют.
Вот это и есть «люблю».
Еще один лидер в работе с кошками - Владимир Анисимов. Дрессировщик
собирал кошек буквально на улице. «Первую
кошку – Дашу я привез из Астрахани. Пошли мы как-то в кинотеатр на открытом
воздухе. После фильма выходим на улицу: свежо, красиво, закат. Идем по улице, а
на мусорной куче в лучах солнца светится рыжий котенок. Я забрал животное,
начал учить, - вспоминает артист. - И
когда Даша сделала несколько трюков, то поверил, что смогу дрессировать и
других». Так, Владимир набрал 50 пушистых артисток, учил их трюкам ровно год, и
впервые выступил с ними в Пензе в 1971 году». Вот, что он написал для нашей
книги: «Я считаю, что первый цирковой номер с кошками создали Герман
Волишинский с Анной Арманд. Затем - я. В наше молодое время работал с кошками
клоун Мусин. Затем Куклачёв. Оба были, подчёркиваю, клоунами. В книге «О жанрах
советского цирка» в разделе «Дальнейшее развитие жанров» написано: «Впервые
кошек на манеже показали клоуны Мусин и Куклачёв. Анисимов пошёл дальше и
создал целый номер с кошками». Примерно так. У меня 2 кошки прыгали с высоты 13,5 м. И клоун Андрей
Николаев[10]
каждый раз выходил и смотрел этот трюк.
При его участии в 2000 году супругами Олесей и заслуженным
артистом России Яковом Экк был создан оригинальный номер: «Дрессированные кошки»
с. Трюковая часть номера создавалась самим Анисимовым в Казанском цирке,
а режиссёрскую постановку осуществил Яков Экк, впоследствии получив за неё
Премию Москвы 2006 года в области литературы и искусства.
Этот номер приводит в восторг даже самых скептически
настроенных зрителей. Его главные герои - артистичные и грациозные кошки разных
пород и расцветок. Их более 20 и каждая из них прекрасно знает свою роль в этом
маленьком спектакле - совершенно осмысленно четвероногие артисты исполняют
очень сложные трюки, как например, прыжок с высоко перша, антипод, т.е.две
кошечки лежат на спине в маленьких коробах и лапами крутят сначала большие
мячи, а потом горящие трости. В номере есть трюк, ранее не используемый в
номерах с дрессированными кошками – это горка, на которую взбираются и потом
скатываются вся кошачья труппа. А рыжий кот Васька, сидящий на высокой колонне
“переживает” за каждый трюк, исполняемый его коллегами. Создаётся впечатление,
что он готов исполнить любой из трюков и очень огорчается, что у него в
спектакле совсем иная роль.
В 2009 году на Международном фестивале циркового искусства в
г.Масси (Франция) номер получил специальный приз жюри фестиваля.
Юрий Куклачёв[11]
как известно впервые на арену с кошкой вышел в 1973 году, а спустя много лет в помещении бывшего кинотеатра «Призыв» на Кутузовском проспекте
Москвы построил «Театр кошек». Его сын Дмитрий Куклачев один из немногих людей на телевидении, который
дрессирует котов для рекламы кошачьих кормов.
Юрий Куклачев – хороший клоун и дрессировщик. Плохо лишь то,
что пресса именно ему приписывает методику гуманного воспитания кошек,
восклицает, что его методы не имеют аналогов в мире. Это отталкивает от
клоуна специалистов, знакомых с историей циркового искусства. Тех, кто
прекрасно понимает ВТОРИЧНОСТЬ почти всех его номеров. И тех, кто помнят, как
он студентом стажировался… у Мусина
И если провести исторический анализ гуманной дрессировки, не
упоминая семейство Дуровых, то официально «мягкую» дрессуру ввёл Карл Гагенбек[12],
утверждавший, что «путь к сердцу животного лежит через желудок». Он практически
утверждал принципы гуманной дрессировки, основанной на изучении зверей, их
привычек и наклонностей. В 1893 на Всемирной выставке в Чикаго начал выступать
как дрессировщик: показывал номер с хищниками, В 1907 открыл в Гамбурге зоопарк
(названный им «Раем животных»), где животные находились в условиях,
приближённых к естественным.
Так же необходимо сказать, что нынче кошачьи
выступления вообще перестали быть привилегией Куклачева; вон на
десятом Московском Международном
молодежном фестивале циркового искусства отлично выступили Федоровы, чьи кошки
ходили по канату, крутили на этом канате сальто, прыгали с тумбы на тумбу,
залазили по шесту. Именно глядя на них, автор освоил для себя и для вас новый
интересный номер: кошка запрыгивает в надежде на лакомство на большой мяч,
дрессировщик отступает и кошка перебирает лапками, катиться, балансирует на
мяче. Главное, когда будем тренироваться, не напугать котяру, сделать так, чтоб
он сам запрыгнул на мячик в игре.
Совсем недавно порадовал Саратовский
госцирк, где с кошками работала Асель Саралаева
из Киргизии, девушка из цирковой
семьи, её папа отработал в цирке более 40 лет. Она рассказала, что работает на
манеже с 9 лет, самостоятельно создала программу с 14 кошками в номере «Жемчужина».
«Самое главное в работе с кошками, чтобы
они тебя любили и доверяли, потому что если этого в ваших взаимоотношениях нет,
то она просто никогда к тебе не подойдет ни за какие поощрения. И тем более она
не будет работать перед залом, полным зрителей, если не будет чувствовать себя
уверенно».
Несмотря на подражательность живо и с юмором выступает Виктор Кошман с номером «Коты-экстрималы». Один трюк Куклачёва, один - Анисимова. Остальные трюки делают все, кому не лень.
Из оригинальных - американское колесо, конструкция напоминает огромный символ
бесконечности с кольцами-цилиндрами на концах, по которому балансируют в
движении кошки. И прыжок очень сложный, чуть ли не из под купола цирка.
(Вот - смотрите)
Если воспользоваться
интернетом и набрать вопрос: кошки ученые, то мы увидим множество своеобразных
номеров. Владельцы кошек обучали, обучают и будут обучать их разнообразным
трюкам. Недавно по телевизору показывали француза, который, с ракеткой в руке
играет с котом в пинг-понг - полосатый гладкошерстный кот отбивает шарик через
сетку лапами. При всей фантастичности история проста: кошки обожают погонять невесомый
шарик, а хозяин догадался этот шарик поднимать и бросать коту. Тот ударял по
нему лапой, шарик опять попадал в пол и отскакивал. Потом хозяин взял в руку
ракетку, перенес игру на стол и игра стала зрелищем. Особенно, когда кот
выигрывает! Нынче я только в https://www.youtube.com
насчитал несколько подобных «игр».
Есть частные номера
в которых домашняя беспородная кошка приносит «апорт», прячется в «бомбоубежище»,
играет в «наперсток» и выполняет другие команды.
В аттракционе «Кошачий граммофон» под руководством Ольги
Воложаниной кошки-акробатки прыгают через обруч, катабтся на самокате, ходят по
провисшему канату, исполняют трюки на шесте, на шаре и параллельных брусьях, а
«гвоздь» номера -жонглирование огнем»: кот-эквилибрист крутит лапами горящий
факел.
Ленинградцы знали профессора Бориса Александровича Мамырина[13],
у которого был кот с редкостным именем Мюллер, Кот подавал лапку, играл в
перетягивание каната, танцевал лезгинку, выполнял команды: служи, ложись,
кругом, барьер, кольцо, пора спать, пожар (бежал звонить в колокольчик) и
многие другие. А ещё он крутил ручку шарманки, прыгал через обруч, «играл» на
пианино, звонил в колокольчик, приглашая к столу и ел, сидя на отдельном стуле,
с вилочки.
Я как-то попробовал давать своему коту кусочки колбасы на
вилке, ему понравилось. Брал аккуратно, вилку не прикусывал. А на этом фото я со своими любимцами - слонами.
Мы часто встречаем упоминания о «Кошачьем доме» куклачевых в
Москве. Но как-то забываем, что именно Санкт-Петербург по праву нужно считать кошачьей
столицей. Здесь расположены десятки скульптурных композиций с кошкой — во
дворах, парках и даже на карнизах домов, и именно здесь установлен первый
памятник кошке. А если сесть от метро «Ладожская»
на автобус № 531 – ост. «Алексеевский проспект» (ее стали иногда неформально
называть «Кошкин дом»), то Музей кошки открыт ежедневно, кроме понедельника. Под
его крышей «уживаются» более 4 000 самых разных кошек Это живописные работы и репродукции, костюмы,
предметы быта и сувениры, привезенные из разных стран мира, афиши и рекламные
постеры, открытки, фотографии, инсталляции. В виде кошки, с участием кошки, в
честь кошки... Собраны воедино и произведения словесного КОТОтворчества –
загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи и басни, сказки и книги народов
Мира. Даже туалет Музея кошки имеет экспонаты: здесь расположилась коллекция
кошачьих туалетов и наполнителей. Музей кошки – не совсем обычный музей в
привычном понимании этого слова. Почти все экспонаты здесь можно и (даже нужно!)
трогать руками. Ну и конечно, самые ценные «экземпляры» коллекции – настоящие
коты с общительным характером, которые всегда рады гостям.
Если составлять список «Кошачьих домов», то надо писать
отдельную книгу. Они есть в Швейцарии, Нидерландах, Литве, Чехии, Испании,
Англии, Японии, Малайзии и США.
В 1990 году в центре Амстердама, на набережной одной из
каналов был Cat Cabinet - «Кошачий кабинет». У входа в музей посетителей
встречают несколько весьма полных живых котофеев, они терпеливо сносят бесконечных
фотографов-туристов, но от поглаживанья уклоняются. В трехэтажном особняке находятся
более 5 тысяч произведений искусства, связанных с кошками. есть Имеются даже
работы Рембрандта и Пикассо, уникальные скульптуры, литографии, экслибрисы,
курьёзные предметы, афиши, плакаты, бутылка французского вина Dupponel 1846
года с изображением кошки на этикетке и театральные костюмы из знаменитого
мюзикла «Кошки».
Уникальный музей «Кошкин дом» был открыт в августе 2002 года
в курортном городке Льорет-де-Мар, в 60 километрах от
Барселоны. Коллекция представляет около 6000 экспонатов из разных стран,
связанных с этими удивительными животными: портреты, картины, разрисованные
стены, керамика, фарфор, хрусталь, дерево, кошки из камня, серебра, бронзы,
кошки-копилки, игрушки, колокольчики, украшения...
Хорошо бы еще рассказать про Музей Кошки в Сан-Франциско
(Cats Museum of San Francisco), про Малайзийский Kuching Cat Museum или Garros
Galería в Мехико, Мексика. Но, увы, наша книга не о музеях, а о живом Котофее
Котофеиче.
Организовал ссылки, чтоб не голословить:
[1]
Илья Петрович Деркачёв (1834
г. - 1916
г.) - украинский и русский педагог, методист, детский
писатель. Составитель первой учебной книги для воскресных школ и украинского
букваря.
[2]
В России слово «труппа» обычно обозначает творческий коллектив определённого
театра или цирка.
[3]
Основатель Санкт-Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли родился в 1815 году в
Милане (Италия).
[4]
Ольшанский Уильям (Вильям) (1860 – 1930), клоун-акробат. По происхождению
датчанин. Один из крупнейших клоунов мирового цирка. Выполнял виртуозные
акробатические прыжки, делал номера с участием дрессированных животных.
[5]
Козлов Иван Алексеевич (1867 - 1915), клоун-дрессировщик. Первым показал трюк
«Кошки-наездницы» (кошки находились на спинах бегущих по кругу собак, которые
перепрыгивали через барьеры).
Бабушкин Д. И. (г. рожд. не-изв. - 17.10.1910),
клоун-дрессировщик, исполнял с участием дрессированных животных (в т. ч. кошек)
сценки на злободневные темы. Выступал в крупнейших цирках России.
[7]
ПИА́Р -а; м. [от англ. сокр. PR (public relation) - связи с общественностью].
Практика создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа кого-,
чего-л.
[8]
Журнал ”Советский цирк” февраль 1962г
[9]
Валерий Хасанович Мусин родился 20 января 1940 года. Заслуженный артист РСФСР.
В 1963 году окончил ГУЦЭИ, в 1972 году - отделение режиссуры цирка ГИТИСа.
Работал с разными партнёрами, с 1967 года - соло-ковёрный, преимущественно как
мим. Одним из первых артистов в СССР стал выступать с дрессированными кошками.
Роли в кино: «Циркачонок», «Дрессировщик», «Новый аттракцион». http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/star/314117/bio.
Источник информации: Маленькая Энциклопедия Цирк М.,1979г.
[10]
Николаев Андрей Николаевич - клоун, режиссёр, педагог. На манеже со
студенческих лет. Участвовал в интермедиях КАРАНДАША, в аттракционе КИО. В 60-х
гг. создал клоунский образ проказливого неслуха Андрюши, по-детски наивного,
любопытного и безудержно предприимчивого, постоянно попадающего в нестандартные
ситуации, из которых он всегда находит остроумный выход.
[11]
Юрий Куклачев(1949) – коверный клоун. Окончил ГУЦЭИ в 1971 году (ученик Н.
Кисса – знаменитого клоуна-буфф, выступавшего в 1907–1964 годах). Начинал свою
деятельность на манеже под псевдонимом «Василек». В середине 70-х стал
выступать как клоун-дрессировщик с кошками – один из немногих советских
артистов, занимавшихся этим видом дрессуры (его ассистентка с 1974 года – Елена
Гурина).
[12]
ГАГЕНБЕК, Хагенбек (Hagenbeck), Карл (1844 - 1913), немецкий цирковой деятель;
дрессировщик. Его вкусопоощрительные
методы дрессуры получили широкое признание и приобрели большое количество
последователей среди дрессировщиков, получивших возможность, безболезненно усложнять трюки. Зоологич. и
научно-естественные об-ва Франкфурта-на-Майне, Москвы, Копенгагена, Лондона,
Парижа, Амстердама и Нью-Йорка выбрали Г. своим почётным членом.
[13]
Б.А.Мамырин (1919 — 2007) — российский ученый-физик, член-корреспондент
Российской академии наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий